20 августа 2021 года проведено совместное заседание рабочей группы по координации реформы контрольной и надзорной деятельности и Экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Свердловской области.
На заседании рассмотрены результаты Свердловской области по показателям Национального рейтинга состояния инвестиционного климата и Индекса «Административное давление» по итогам 2020 года.
По итогам Индекса «Административное давление – 2021» Свердловская область вошла в топ-30 рейтинга, существенно улучшив свои позиции (в прошлом году – 44-е место).
В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата Свердловская область расположилась на 15-й строчке. При этом сравнивать прошлогодние позиции региона в рейтинге с текущей некорректно, так как в этом году изменился формат представления итогов. Результаты некоторых субъектов РФ незначительно отличаются друг от друга, поэтому их было решено разместить на одну позицию.
Открывая заседание, Первый Заместитель Губернатора Свердловской области Александр Высокинский сказал, что в нашем регионе есть все предпосылки для снижения административного давления. Например, в 2020 по сравнению с 2019 годом по региональным видам контроля в три раза сократилось общее количество проведенных проверок и количество выявленных нарушений, на 30% сократилась общая сумма наложенных административных штрафов и на 11% возросло количество вынесенных предупреждений.
О результатах Свердловской области по показателям, входящим в группу «Административное давление на бизнес» Национального рейтинга, за 2020 год и задачах на 2021-2022 годы доложил Министр экономики и территориального развития Свердловской области Денис Мамонтов. Он подробно остановился на ближайших задачах, стоящих перед органами контроля, решение которых необходимо для перехода сферы контроля на новое регулирование. Например, завершить разработку положений, категорирование подконтрольных субъектов, информировать предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, взаимодействовать с ними через цифровой формат – онлайн, в рамках электронного документооборота, либо посредством информационных систем, а также разработать программу профилактики на 2022 год и обсудить ее на общественном совете.
О позиции Свердловской области в Индексе «Административное давление – 2021», а также предложениях о совершенствовании подходов к реализации контрольно-надзорной деятельности рассказали советник Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, директор Института экономики роста им. П.А. Столыпина Антон Свириденко и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх. По мнению Антона Свириденко, в 2020 году контрольно-надзорные органы Свердловской области с готовностью восприняли экстренные меры, связанные с пандемией COVID-19. «Результатами моратория на проверки и перехода к преимущественно профилактическим методам стали не только сокращение общего числа проверок, но и улучшение большинства показателей индекса по контрольным ведомствам», — прокомментировал он.
В ходе рассмотрения вопроса представители отдельных федеральных органов контроля проанализировали итоги Индекса «Административное давление» в соответствующих областях деятельности по итогам 2020 года и предложили меры по снижению административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в связи с новым регулированием государственного контроля.
Исполняющий обязанности начальника отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Свердловской области Михаил Красовский рассказал собравшимся о роли органов прокуратуры в совершенствовании контрольно-надзорной деятельности.
На заседании обсуждались не только и не столько причины недостижения показателей рейтингов в Свердловской области, сколько предложения по кардинальному изменению ситуации. Также было отмечено, что поиск возможностей по минимизации административного давления на бизнес должен быть в приоритете у всех контрольных органов региона.
Смещение акцента с проверок на профилактику нарушений и необходимость развития дистанционных форматов взаимодействия для минимизации отвлечения ресурсов предпринимателей на взаимодействие с органами контроля – это ключевая задача реформы контроля.
Планируется, что с января следующего года предприниматели почувствуют снижение административной нагрузки. Это будет достигнуто благодаря усилению профилактической составляющей, информатизации взаимодействия контролеров с бизнесом, а также внедрению новых форм контрольно-надзорных мероприятий и сокращению сроков проверок.