Авторизация на сайте

Гражданам

Административная реформа исполнительной власти России проводится для повышения эффективности ее деятельности и внедрения современных методов государственного управления. Одним из ключевых направлений совершенствования является повышение эффективности взаимодействия граждан и органов власти всех уровней, в том числе в сфере оказания государственных и муниципальных услуг.

В июле 2010 года принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который закрепил основополагающие принципы и механизмы взаимодействия органов государственной власти и общества при оказании государственных и муниципальных услуг.

В частности, были закреплены права граждан на получение государственных и муниципальных услуг своевременно и в соответствии со стандартом; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления услуг, получение услуг в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя; досудебное рассмотрение жалоб в процессе получения; получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах.

Кроме того, внедрена обязательная регламентация всех государственных и муниципальных услуг; для органов власти установлены конкретные запреты, касающиеся требований от граждан или предпринимателей определенной информации или документов; определены конкретные случаи взимания платы за предоставление государственных и муниципальных услуг и т.д.

Вместе с тем, цифровизация различных сфер жизни предъявляет более высокие требования к эффективности процесса предоставления государственных и муниципальных услуг.

В декабре 2020 года в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ внесены существенные поправки.

В частности, закреплено понятие проактивности предоставления услуг. Частично данные нововведения уже работают по этому принципу — например, справка из роддома предоставляется в электронном формате и автоматически направляется в ЗАГС для формирования свидетельства о рождении. Среди других жизненных ситуаций, в которых в ближайшее время планируется внедрение принципа проактивности, является получение паспорта при достижении определенного возраста, изменение социального статуса семьи (многодетная семья), смена места жительства и другие.

Органы власти смогут сами отслеживать изменение статуса гражданина и уведомлять его уже по факту исполнения услуги — гражданину достаточно один раз дать свое согласие на это. Так, на Едином портале уже можно оставить согласие на информирование о причитающихся выплатах.

Другим важным направлением совершенствования оказания услуг является реестровая модель, которая подразумевает, что сведения в государственных информационных системах получат юридическую силу, а бумажные документы будут не нужны. Так, гражданам не нужно будет собирать справки для получения тех или иных выплат (они будут поступать автоматически).

По словам вице-премьера Правительства Российской Федерации Дмитрия Чернышенко, «реестровая модель упростит саму процедуру и серьезно сократит документооборот, а человек сможет получать выписки автоматически через личный кабинет на портале госуслуг. По поручению Президента к 1 января 2023 года в электронный вид должны перейти все социально значимые услуги».

Другим важнейшим направлением оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг является перевод документов в электронный формат. В настоящее время электронный формат уже переведены медкарты, медсправки, СНИЛС, свидетельство о праве на собственность, сертификат на материнский капитал, страховка ОСАГО, трудовые книжки и так далее. Со временем в электронный формат перейдут остальные справки и документы.

Правительством Свердловской области уже проведена масштабная работа по исключению справок о составе семьи и справок об установлении инвалидности из всех правовых актов и административных регламентов предоставления государственных услуг регионального уровня, которые требуются от граждан не только для получения государственных и муниципальных услуг, но и в иных ситуациях, например, для принятия органами власти решений о выдаче жилищных субсидий.

Также важным нововведением стало закрепление возможности получения услуг через инфраструктуру негосударственных организаций (при наличии у них технической возможности). К примеру, гражданин обращается в банк за ссудой и там же получает все необходимые справки.

Усовершенствована роль и многофункциональных центров. Помимо введения возможности для гражданина не заполнять самостоятельно заявление на получение государственной или муниципальной услуги (это будут делать сотрудники многофункциональных центров), многофункциональным центрам дан статус «цифрового нотариуса» – то есть многофункциональный центр может отсканировать, подписать своей электронной подписью и поместить в цифровой профиль гражданина бумажный документ, нужный для получения услуги, после чего гражданину больше не придется предъявлять этот документ, при получении других услуг его можно будет приложить из цифрового профиля гражданина. Аналогично и обратное – получив электронный документ по результатам предоставления государственной услуги заявитель может обратиться в многофункциональный центр.