Авторизация на сайте

Применение механизмов досудебного обжалования

В последние годы в России ведутся реформы во многих сферах общественной жизни. Указанные реформы коснулись и сферы государственного управления, так как одной из самых главных задач остается повышение уровня доверия населения к власти. Повышение ответственности органов власти является одним из важнейших аспектов для решения этой задачи.

В рамках внедрения в деятельность органов власти административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, а также  исполнения функций были сделаны первые  шаги в рамках совершенствования механизмов досудебного (внесудебного) обжалования.

Право заявителей на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб (претензий) в процессе получения государственных (муниципальных) услуг закреплено в Федеральном законе от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», однако до декабря 2011 он не устанавливал процедуру рассмотрения жалоб (обращений), а также ответственность должностных лиц за нарушение прав граждан и юридических лиц при предоставлении государственных и муниципальных  услуг.

Принятием Федерального закона от 3 декабря 2011 года  № 383-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на федеральном уровне создан действенный механизм досудебного (внесудебного) обжалования, позволяющий обеспечить соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций при получении государственных и муниципальных услуг, в том числе путем установления ответственности должностных лиц органов власти за несоблюдение требований законодательства (соответствующие поправки в части установления  административной ответственности чиновников за нарушение прав заявителей при предоставлении государственных и муниципальных услуг были внесены в КОАП).

Таким образом, жалобам на действия (бездействие) органов власти при предоставлении государственных и муниципальных услуг присвоен особый статус, четко определен порядок их рассмотрения и принятия по ним решений, а также установлена ответственность за нарушение прав заявителей.

Правительством Свердловской области было утверждено соответствующее Положение об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) исполнительных органов государственной власти Свердловской области, предоставляющих государственные услуги, и их должностных лиц, государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Свердловской области, предоставляющих государственные услуги.

 

Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления» наравне с органами власти установлена возможность досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, работников многофункционального центра государственных и муниципальных услуг, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с федеральными установками Постановлением Правительства Свердловской области от 22.11.2018 № 828-ПП в новой редакции утверждено Положение об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) исполнительных органов государственной власти свердловской области, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц, государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти свердловской области, предоставляющих государственные услуги, а также на решения и действия (бездействие) многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг и его работников.

Таким образом, в современных условиях российского общества принят ряд действенных мер, направленных на обеспечение развития механизма досудебного (внесудебного) обжалования жалоб на решения и действия (бездействие) органов власти и многофункциональных центов при оказании государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям как одного из ключевых элементов правового государства.