Представитель Министерства экономики Свердловской области принял участие в международном научно-практическом семинаре «Развитие механизмов «умного регулирования»: на пути к новой регуляторной политике России», который прошел 14 марта 2014 года в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».
Участие в семинаре приняли представители различных бизнес-ассоциаций и экспертного сообщества, ученые, сотрудники подразделений по связям с государственными органами крупнейших корпораций, чиновники Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), федеральных и региональных органов власти.
Ключевым спикером семинара стал старший советник по регуляторной реформе Минфина Франции, редактор международного блога Smartregulation.net, Шарль-Анри Монтэн. Он рассказал о потенциале лучших практик стран ОЭСР для проведения регуляторной политики. На сегодняшний день оценка регулирующего воздействия (ОРВ) в странах ОЭСР является ядром, вокруг которого выстраивается современная регуляторная политика, признанная одним из трех важнейших рычагов воздействия на экономический рост (наряду с бюджетной и фискальной политикой). В России этот инструмент в планах преодоления стагнации до последнего времени оставался практически незадействованным, в то время как ресурс дополнительного экономического роста при проведении комплексной регуляторной политики оценивается до 1,5-2% ВВП (по данным ОЭСР).
Среди основных экспертов, чьи доклады вызвали оживленную дискуссию, следует отметить директора Центра ОРВ Высшей школы экономики Даниила Цыганкова («О перспективных инструментах повышения качества регуляторных решений») и директора ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» Олега Шестоперова («О подходах к «лимитированию» нормотворчества в области регулирования бизнеса»).
Участники семинара признали, что процесс становления института ОРВ в России достаточно трудный для всех уровней власти. Среди предложений о вариантах развития ОРВ в России единогласно были поддержаны такие, как:
— необходимость координации регуляторной политики на наднациональном (ЕЭК), национальном и субнациональном уровнях,
— проведение мониторинга результативности принятых актов по истечении ограниченного периода времени с целью их корректировки,
— важность расчистки «мертвых» (неприменяемых на практике в силу неактуальности или невозможности исполнения) норм,
— концентрация усилий всех заинтересованных сторон при проведении ОРВ на стратегических, значимых документах,
— включение антикоррупционной экспертизы в состав процедуры ОРВ, поскольку по существу ее значение (выявление коррупциогенных факторов в проекте акта) является одним из элементов ОРВ,
— усиление роли планирования нормотворчества перед принятием нормативных правовых актов по оперативным управленческим решениям.
Директор Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК Рустам Акбердин рассказал о практическом анализе регуляторного воздействия в ЕЭК, в то время как представители субъектов России поделились опытом проведения ОРВ на региональном уровне.
На семинаре был отмечен «провал» применения стадии обсуждения инициатив до разработки проекта акта на федеральном уровне — по итогам 2013 года ни по одному обсуждению уведомления о подготовке проекта акта не было принято решения об отказе в разработке проекта. Вместе с тем, в Свердловской области в 2013 году по 3 инициативам по итогам публичных консультаций было принято решение об отказе в разработке проекта акта и выборе иных инструментов решения выявленных проблем.
На федеральном уровне и в отдельных регионах России следует отметить высокую вовлеченность в процедуру ОРВ научного сообщества, которое снабжает органы, подготавливающие заключения об ОРВ, фактологическим содержательным анализом. В Свердловской области научное сообщество пока не присоединилось к развитию института ОРВ.
Гости семинара обсудили значимость повышения роли института ОРВ, который в настоящее время носит рекомендательный характер. Интересным представляется опыт Правительства Ульяновской области, организовавшего служебные расследования по фактам принятия нормативных правовых актов, затрагивающих ведение предпринимательской деятельности, без проведения ОРВ в 2013 году.
Участники семинара высказали уверенность в том, что сформулированные экспертным сообществом предложения по развитию института ОРВ найдут применение на практике в органах власти.