С 1 января 2018 года вступают в силу положения Федерального закона
№ 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в соответствии с которыми плановые проверки бизнеса будут проводится на основе риск-ориентированного подхода.
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения проверок определяется отнесением деятельности юридического лица и ИП и используемых ими производственных объектов к определенной категории риска (классу опасности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и ИП к определенной категории риска и классу (категории) опасности, а также перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.
В действующий перечень включено 38 видов государственного контроля (надзора), в том числе:
– федеральный государственный пожарный надзор;
– государственный земельный надзор;
– федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств;
– федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей;
– региональный государственный строительный надзор;
– государственный жилищный надзор и другие.
Соответствующие органы контроля (надзора) на основании действующих правил распределяют подконтрольные юридические лица и ИП по 6 категориям риска и 6 классам (категориям) опасности, от чрезвычайно высокого до низкого риска.
Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности устанавливаются положениями о видах государственного контроля (надзора) с учетом утвержденных Правил, либо Федеральным законом.
Форма, продолжительность и периодичность проведения проверок будут определяться категориями риска и (или) классом (категорией) опасности.
Объекты государственного контроля (надзора), которым не присвоены категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категориям риска или классам опасности. Плановые проверки в отношении таких юридических лиц и ИП не проводятся.
При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.
В общем случае на официальном сайте органов государственного контроля (надзора) информация о присвоенной категории риска размещается в разделе «Для предпринимателей».
Пример такого раздела на официальном сайте Роспотребнадзора по Свердловской области (ссылка).
Юридическое лицо или ИП вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора).
Применение риск-ориентированного похода направлено:
– на оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
– на снижение издержек юридических лиц и ИП;
– на повышение результативности деятельности органов государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора).
Перечень видов регионального государственного контроля (надзора) и исполнительных органов государственной власти Свердловской области, уполномоченных на их осуществление размещен на официальном сайте «Административная реформа в Свердловской области» в подразделе «Контрольно-надзорная деятельность в Свердловской области» раздела Бизнесу http://ar.gov66.ru/biznesu/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost-v-sverdlovskoj-oblasti/.
Перечень видов федерального государственного контроля (надзора) и федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на их осуществление размещен на официальном портале Административной реформы «Совершенствование государственного управления» http://ar.gov.ru/ru/news/47240/1/0/0/index.html.
Напомним, что реформа контрольно-надзорной деятельности получила статус приоритетной программы. В рамках реформы в Свердловской области по поручению Президента России внедряется целевая модель осуществления контрольно-надзорной деятельности. Мероприятия реформы проходят в тесном взаимодействии с бизнес-сообществом. Актуальные материалы по реформе размещены по ссылке http://ar.gov66.ru/organam-vlasti/sovershenstvovanie-kontrolno-nadzornoj-deyatelnosti/sovershenstvovanie-kontrolno-nadzornoj-deyatelnosti/