На сайте Деловой квартал.RU опубликовано интервью Министра экономики и территориального развития Свердловской области Д.М. Мамонтова о работе по внедрению в Свердловской области положений Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Ссылка на интервью: https://www.dk.ru/news/237163595.
Приводим текст интервью:
В Свердловской области за два года количество проверок бизнеса сократилось в 1,6 раза. После вступления в силу нового федерального закона о государственном и муниципальном контроле (248-ФЗ) административная нагрузка продолжит снижаться, а часть надзорных мероприятий и вовсе будут проводиться без взаимодействия с компанией или предпринимателем. Как рассказал в интервью DK.RU региональный министр экономики и территориального развития Денис Мамонтов, для этого в Свердловской области уже приняты новые положения по всем видам государственного и муниципального контроля (ознакомиться с ними можно на сайтах контрольных органов).
Денис Михайлович, расскажите, зачем нужен новый федеральный закон о государственном и муниципальном контроле?
– Новый закон позволит контрольно-надзорным органам более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, концентрируя свое внимание на профилактике, уменьшить непосредственное взаимодействие контролируемых лиц и надзорных органов, повысить оперативность обмена информацией между ними. Закон о контроле направлен на то, чтобы предотвращение нарушений обязательных требований превалировало над наказаниями. Профилактика становится важной и неотъемлемой частью контроля. А в целом нововведения должны привести к сокращению всевозможных проверок контролируемых лиц и уменьшению давления на бизнес.
При этом в регионе уже несколько лет постепенно внедряются инструменты профилактики. Например, ежегодно принимаются программы профилактики. Проводятся публичные обсуждения результатов правоприменительной практики для предпринимателей и широкого круга заинтересованных лиц. За 2021 год в Свердловской области организовано и проведено 50 таких мероприятий.
Как изменится взаимодействие проверяющих с предпринимателями?
– Теперь контролирующие органы будут активнее информировать предпринимателей об обязательных требованиях, проводить с ними консультации по вопросам государственного контроля, делиться результатами правоприменительной практики. Также при отдельных видах контроля предпринимателю вместе с объявлением предостережения будут отправлять ссылку на сайт для того, чтобы он самостоятельно проверил, насколько хорошо соблюдает обязательные требования к своей деятельности. Если его оценка существенно разойдётся с оценкой надзорного органа – он может обжаловать предостережение.
Появятся новые виды профилактических мероприятий. Это самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований: в случае, если оценка окажется высокой – предприниматель или организация смогут принять декларацию их соблюдения. Будут проводиться профилактические визиты представителей надзорных органов, и даже если во время таких визитов будут выявляться нарушения – предписания по их устранению выдаваться не будут.
В законе о контроле впервые зафиксированы контрольно-надзорные мероприятия без взаимодействия. Задача состоит в том, чтобы, не увеличивая административную нагрузку на бизнес и поднадзорные субъекты, создать гибкую линейку способов обеспечения соблюдения обязательных требований.
Определены подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не будут действовать произвольно.
В новом федеральном законе вместо проверки как единственного способа контроля вводится 9 видов контрольно-надзорных мероприятий. Это выездная проверка, документарная проверка, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр. А также впервые в законе зафиксированы контрольно-надзорные мероприятия без взаимодействия с проверяемым представителем бизнеса – это мониторинг безопасности и выездное обследование.
Определены подробные правила проведения каждого мероприятия. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не будут действовать произвольно. Новым законодательством о контроле также предусмотрена возможность проведения контрольной и мониторинговой закупок, инспекционного визита, а также выездной проверки дистанционно, в том числе – через аудио- или видеосвязь.
Может ли предприниматель как-то повлиять на то, дистанционно проводится проверка или очно?
– На форму проверки предприниматель повлиять не может, но может повлиять на категорию своего риска, а значит частоту проверок. В части организации плановых проверок завершен переход на риск-ориентированный подход, определены критерии и категории риска. Все организации распределены по категориям риска и на сайтах размещены соответствующие списки по всем категориям, за исключением низкого риска. Предприниматель может посмотреть свою категорию и направить заявление об ее изменении в случае несогласия с присвоенной категорией. Также добросовестная деятельность предпринимателя на протяжении определенного периода по некоторым видам контроля служит основанием для понижения его категории риска.
При этом реформа контроля уже позволила снизить административную нагрузку на бизнес. Предприятия с низкой категорией риска почувствуют существенное сокращение числа проверок. Число проверок организаций высокой категории риска не уменьшится, однако благодаря существенному расширению видов проверок может уменьшится число непосредственных очных контактов с инспектором.
На ваш взгляд, какие нововведения принципиально важны для бизнеса?
– Для обеспечения прав предпринимателей также крайне важным является то, что могут признаваться недействительными решения, принятые не только по результату проверки, но и по результату любого контрольного мероприятия, если оно прошло с грубым нарушением требований к его организации. Предприниматели Свердловской области, в отношении которых было назначено или проведено мероприятие по государственному контролю с нарушением их прав и законных интересов, смогут подать жалобу на Едином портале госуслуг (knd.gosuslugi.ru).
На встречах с представителями власти предприниматели часто жалуются на неоправданно большое количество проверок. Если сравнивать итоги 2021 года с прошлыми периодами, наметилась ли динамика по снижению их количества?
– В 2020 году, как вы знаете, действовал мораторий на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а также существенно сократилось количество выездных контрольно-надзорных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Поэтому предлагаю сравнить итоги 2021 года с итогами 2019. За это время количество контрольно-надзорных мероприятий, проведенных исполнительными органами государственной власти Свердловской области по региональным видам контроля в регионе, снизилось в 1,6 раза от общего количества проверок – с 9 040 до 5 524. Количество плановых проверок снизилось за два года на 20 процентов – до 294.
Всего в 2021 году было выявлено 1 634 случаев нарушений обязательных требований законодательства – это почти в 1,5 раза меньше, чем в 2019 году. Общая сумма наложенных административных штрафов снизилась в 1,5 раза и составила 40,1 млн. рублей. Таким образом, в Свердловской области улучшились не только ключевые показатели, характеризующие уровень административной нагрузки на предпринимателей, но и уровень соблюдения ими обязательных требований к своей деятельности.