Наличие механизмов досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти, МФЦ, их должностных лиц и работников является необходимым условием для обеспечения высокого качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Для их реализации Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закреплены общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы за нарушение установленных стандартов и порядка предоставления государственных и муниципальных услуг в сокращенные сроки, отличный от порядка рассмотрения иных обращений граждан и организаций.
В случае нарушения порядка и/или сроков предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных административными регламентами, заявитель имеет возможность обратиться с жалобой лично в письменной форме, в том числе через МФЦ, а также в электронной форме — через официальные сайты органов власти, Единый портал или портала федеральной государственной информационной системы (https://do.gosuslugi.ru/), обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами власти.
В соответствии с положениями статьи 2.1 Федерального закона № 210-ФЗ Правительством Свердловской области утвержден Порядок подачи и рассмотрения административных жалоб и принятия по ним решений на территории региона.
Кроме того, на федеральном и региональном уровнях установлена административная ответственность должностных лиц органов власти за нарушение установленных порядка и сроков предоставления государственных услуг, а также порядка рассмотрения жалоб.