До января 2012 года жалобы (обращения) заявителей, которые требовали оперативного принятия решений и восстановления нарушенных прав и законных интересов при получении государственных и муниципальных услуг, рассматривались в общем порядке, наравне с иными обращениями. Вместе с тем, Федеральный закон № 59-ФЗ не регулирует вопросы обращений в органы власти юридических лиц.
Альтернативой урегулирования вышеуказанных вопросов является подача иска в суд. Однако существующие возможности судебного урегулирования соответствующих вопросов весьма затратные во временном, финансовом и организационном отношении, при этом вопрос, по которому принимается судебное решение, к моменту исполнения часто теряет актуальность для заявителя.
Федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 383-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» создан действенный механизм досудебного (внесудебного) обжалования, позволяющего обеспечить соблюдение прав или законных интересов и граждан, и организаций при получении ими государственных и муниципальных услуг, в том числе путем установления ответственности должностных лиц органов власти за несоблюдение требований законодательства.
Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы за нарушение установленных стандартов и порядка предоставления государственных и муниципальных услуг в сокращенные сроки, отличные от порядка рассмотрения иных обращений граждан и организаций, закреплены в Федеральном законе от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В соответствии с положениями статьи 2.1 Федерального закона № 210-ФЗ Правительством Свердловской области утвержден Порядок подачи и рассмотрения административных жалоб и принятия по ним решений на территории региона.
На федеральном и региональном уровнях установлена административная ответственность должностных лиц органов власти за нарушение установленных порядка и сроков предоставления государственных услуг, а также порядка рассмотрения жалоб.