В 2014-2015 годах в рамках проекта «Исследование хода и результатов внедрения ОРВ на региональном уровне в различных странах, выводы и рекомендации для Российской Федерации» эксперты Центра оценки регулирующего воздействия НИУ ВШЭ разработали методику оценки качества внедрения и проведения ОРВ в российских регионах. В феврале-марте 2015 года был построен пилотный рейтинг регионов за прошлый год
На Экспертном сайте Высшей школы экономики http://www.opec.ruопубликованы результаты проведенного исследования.
Оценка качества региональной ОРВ была проведена на основе двух ключевых показателей:
— оценки ресурсного обеспечения (сколько времени и денег направляется на ОРВ: обучение госслужащих, внедрение самой процедуры и контроля за ней);
— оценки качества документов ОРВ (экспертизы на основе сводных отчетов, экспертных заключений и прочего).
Экспертами были учтены как организация обучения и переподготовки госслужащих, так и проведение качественной экспертизы действующих нормативных актов. В части проведения ОРВ в большинстве заключений отмечены корректное описание проблем, целей и задач, адресатов регулирования, проведение публичные консультаций с привлечением бизнес-сообщества, отражение их результатов на сайтах.
Авторы исследования констатируют: большинство российских регионов так и не использовало «тучные годы» для формирования потенциала института ОРВ. В ближайшие 3-4 года подавляющему большинству из них придется опираться на сложившийся задел и надеяться на последовательную политическую поддержку лиц, принимающих решения.
Однако в некоторых регионах отмечен целостный и продуманный подход к внедрению процедуры. В число таких «передовиков» вошли Ямало-Ненецкий автономный округ, Москва, Чувашская Республика, Хабаровский и Камчатский края, Архангельская, Ульяновская, Ленинградская, Свердловская, Новосибирская и Вологодская области (более 45% от максимально возможного балла).
ОРВ в Свердловской области функционирует с 2013 года на официальном сайте «Административная реформа Свердловской области» ar.gov66.ru/article/konsultaciiso. За это время институт оценки уже доказал свою эффективность: оценку прошли 205 проектов нормативных актов, из них по 8-ми — принято решение отказаться от их разработки, а 18 актов были приняты после доработки в соответствии с предложениями предпринимательского сообщества и иных организаций, поступившими в рамках ОРВ
Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных актов и экспертиза действующих нормативных актов позволяют предпринимательскому сообществу реально влиять на формирование и содержание нормативной базы. При условии взаимного сотрудничества органов власти и представителей бизнес-сообщества оценка регулирующего воздействия может стать мощным рычагом в совершенствовании регуляторной политики.