В настоящее время всеми исполнительными органами государственной власти Свердловской области, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля, на официальных сайтах опубликованы проекты Перечней правовых актов, содержащих обязательные требования (далее – Перечни актов).
Раскрытие и систематизация всех обязательных требований – показатель целевой модели, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года № 147-р, выполнен с опережением срока, установленного Президентом Российской Федерации (30 ноября 2017 года).
Обязательные требования – это условия, ограничения, запреты, предъявляемые к осуществлению гражданами и организациями предпринимательской деятельности, установленные законодательством в целях защиты охраняемых законом ценностей.
Однако исполнительным органам государственной власти Свердловской области еще предстоит работа по анализу и утверждению Перечней актов.
31 мая 2017 года под руководством заместителя Министра экономики Свердловской области Анны Усковой состоялось совместное совещание подгрупп «Совершенствование нормативного обеспечения регулирования контроля» и «Оптимизация функций и обязательных требований», на котором рассмотрен ход реализации Сводного плана мероприятий («дорожная карта») по достижению целевой модели и реализации приоритетного проекта по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Свердловской области.
Активное участие в обсуждении вопроса о разработке Перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, приняли представители ключевых бизнес-объединений региона.
Дальнейшая работа будет организована следующим образом.
Необходимо создать при исполнительных органах государственной власти Свердловской области рабочие группы, в состав которых мы приглашаем экспертов. Все желающие могут отправить заявку в Министерство экономики Свердловской области по электронной почте plusnina@gov66.ru. Задачей рабочей группы будет проверка Перечней актов на полноту, а также выявление неэффективных требований.
По итогам общественных обсуждений и аналитической работы должны быть подготовлены два документа:
– итоговый исчерпывающий Перечень (включающий все требования, проверяемые органом контроля);
– предложения по актуализации данного перечня. Такие предложения должны разделяться по уровням актов: дальнейшей работой с областной нормативной базой займутся органы контроля Свердловской области, на федеральный уровень будут направлены обобщенные предложения централизовано. Предложения могут касаться исключения избыточных и устаревших требований, уточнения формулировок.
Завершающим этапом в рамках целевой модели станет утверждение Перечней актов приказами и размещение их на официальном сайте.
Вместе с тем, работа с обязательными требованиями не закончится. Перечень требований необходимо будет поддерживать в актуальном состоянии. Кроме того, необходимо будет провести работу по устранению выявленных неэффективных требований.
Неэффективные обязательные требования — устаревшие, дублирующие, избыточные обязательные требования.
- Устаревшими могут считаться обязательные требования, установленные положениями действующих нормативных правовых актов, но при этом не отвечающие: содержанию фактически сложившихся в настоящее время общественных отношений, современным потребностям субъектов экономической деятельности, уровню развития науки и технологий, текущему уровню социально-экономического развития.
- Дублирующими могут считаться обязательные требования, установленные различными нормативными правовыми актами и документами, направленные на регулирование идентичных и (или) однородных параметров одного и того же предмета регулирования.
- Избыточными могут считаться обязательные требования, издержки по соблюдению или по оценке соответствия которым превышают издержки при наступлении вреда в связи с неисполнением указанных требований, или обязательные требования, не оказывающие влияния на минимизацию рисков и предотвращение негативных социальных или экономических последствий.
Напомним, что реформа контрольно-надзорной деятельности получила статус приоритетной программы. В рамках реформы в Свердловской области по поручению Президента России внедряется целевая модель осуществления контрольно-надзорной деятельности. Мероприятия реформы проходят в тесном взаимодействии с бизнес-сообществом. Актуальные материалы по реформе.