Проектный комитет приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности одобрил подготовленное Минюстом постановление Правительства, вводящее ограничения на установление новых требований к предпринимателям. При введении каждого нового требования или увеличении расходов на соблюдение старого предлагается отменять требования, расходы на исполнение которых не менее чем в 2 раза превышают расходы на выполнение нового. При несоблюдении правила «one in — two out» Минюст может вернуть разработчику проект нормативного акта, который устанавливает новое требование. Заседание проектного комитета провёл министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, курирующий реформу госконтроля.
Ограничения будут вступать в силу поэтапно. Так, правило об отмене требований вступает в силу по истечении 180 дней с момента публикации соответствующего постановления. Учитывая, что уже более года действует правило об отмене обязательных требований, расходы на соблюдение которых равны расходам на соблюдение нового требования, Минюст сможет возвращать проекты нормативных актов уже с момента публикации постановления.
В постановлении учтены предложения Общественно-делового совета при проектном комитете: о распространении более гибкой конструкции нового правила на принятие ведомственных нормативных актов и о возможности отступления от правила по решению руководителя Аппарата Правительства РФ или его первого заместителя. Также совет предлагает распространить новое правило на проекты актов, подготовленных в рамках реализации приоритетных проектов. Для этого, по мнению председателя совета, президента РСПП Александра Шохина, можно было бы прописать принцип «one in — two out» в постановлении Правительства о проектной деятельности. Михаил Абызов это предложение поддержал и поручил проработать с федеральным проектным офисом.
На заседании также обсудили ход подготовки ведомствами изменений в положения о видах госконтроля, которые предусматривают использование чек-листов. Значительная работа в этой части проделана большинством ведомств. Так, Роструд до 1 декабря сформирует порядка 100 проверочных листов. Первые 25 из них в июне пройдут апробацию в нескольких регионах, а в июле начнётся их «выгрузка» в информационную систему.
Что касается установления надзорными органами категорий и критериев риска для поднадзорных субъектов, то проект соответствующего постановления Правительства пока внесло только МЧС. В высокой степени готовности, по данным Минэкономразвития, находятся проекты постановлений Росздравнадзора и Росприроднадзора, в ближайшее время могут быть согласованы проекты МВД, ФАС и Ростехнадзора. При этом есть 2 вида контроля и надзора, по которым в этой части имеются серьёзные проблемы. Это надзор в сфере защиты прав потребителей, который осуществляет Роспотребнадзор, и ветеринарный надзор, который осуществляет Минсельхоз.
Разделение объектов на категории риска необходимо для внедрения ключевого механизма «умного» госконтроля — риск-ориентированного подхода. Благодаря ему проверочные мероприятия будут сконцентрированы на наиболее опасных объектах, а остальные предприятия будут освобождены от чрезмерного внимания инспекторов, если не нарушают требований.
В общей сложности, по данным Аналитического центра при Правительстве, в срок пройдено 25 контрольных точек приоритетного проекта, несоблюдение сроков зафиксировано лишь по 3 пунктам. Один из них — подготовка методрекомендаций по составлению карт коррупционных рисков. Этот документ, а также стандарт кадрового менеджмента, по новым срокам, должны быть разработаны до 15 июня. А до 15 июля должна быть разработана методика комплексного аудита кадрового обеспечения надзорной деятельности. Сам аудит должен пройти до 30 октября.
Подробная информация о заседании размещена на сайте «Открытое Правительство» в разделе «События» (http://open.gov.ru/events/5516036/).