25 ноября 2020 года Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее – Министерство) в формате видеоконференцсвязи проведено публичное мероприятие по обсуждению результатов правоприменительной практики осуществления регионального государственного экологического надзора по Южному и Восточному управленческим округам.
В мероприятии под руководством Заместителя Министра природных ресурсов и экологии Свердловской области В.Ю. Русиновой приняли участие природопользователи, представители исполнительных органов государственной власти Свердловской области, всего 45 участников.
Во вступительном слове В.Ю. Русинова довела информацию об основных направлениях деятельности Министерства в текущем году, в том числе в связи с реформой контрольной и надзорной деятельности, и результаты правоприменительной практики в Южном и Восточном управленческих округах. За 9 месяцев отделом регионального экологического надзора 7 плановых проверок, 27 внеплановых проверок, из них 24- по выполнению предписаний; выдано 68 предписаний, из которых выполнено 29. Отделом выявлено 72 нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды, возбуждено 48 административных дел, рассмотрено 59 (с учетом поступивших из органов прокуратуры).Отделом рассмотрено 139 жалоб. В адрес хозяйствующих субъектов направлено 37 предостережений.
Начальником отдела регионального государственного экологического надзора по Южному и Восточному управляющим округам Министерства Н.А. Куклиной отражена статистика проведенных проверок Южного и Восточного УО в 2019 году. Отделом проведено 102 проверки, из них: 20 плановых, 82 внеплановых. В числе внеплановых проверок значительную долю занимают проверки выполнения предписаний — 83%, и только 17% из них — это внеплановые проверки по обращениям. Выявлено 238 нарушений обязательных требований природоохранного законодательства. По результатам проверок вручено 179 предписаний, на текущую дату остается невыполненными около трети мероприятий, предусмотренных предписаниями. Наиболее частыми причинами невыполнения можно назвать следующие:– отсутствие специалиста в сфере охраны окружающей среды на предприятии, и, следовательно, отсутствие познаний о правильном исполнении пункта предписания;– недостаток финансовых средств для выполнения мероприятий капитального характера. При этом Вероника Юрьевна обратила внимание природопользователей, что административный протокол составляется не во всех случаях нарушения сроков исполнения предписания. При наличии документов, подтверждающих невозможность исполнения в срок и установление объективных причин невозможности исполнения административная ответственность не устанавливается. В случае, если правонарушение неумышленное и допущено впервые, Министерством выносится административное предупреждение.
Одним из развивающихся институтов в сфере экологического надзора является общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль), который предусмотрен статьей 68 Федерального закона от 10.01.2002 № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды». Такой контроль осуществляется не только общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, но и гражданами, неравнодушными к экологической обстановке окружающего мира, в соответствии с законодательством. Гражданам присваивается статус общественных инспекторов и предоставляется право фиксировать и направлять в контролирующие государственный органы факты нарушений экологического законодательства. В настоящее время присвоен статус общественных инспекторов 7 гражданам в Южном и Восточном управляющих округах.
На мероприятии обсуждались предстоящие изменения законодательства в сфере контроля (надзора) с 2021 года в соответствии с началом действия с 1 июля 2021 года Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также отменой отраслевых нормативных правовых актов с 1 января 2021 года по итогам проекта «Регуляторная гильотина». В сфере экологического надзора подлежит отмене 75 нормативных актов.
О результатах правоприменительной практики в сфере охраны атмосферного воздуха и недропользования и в области обращения с отходами производства и потребления и охраны водных объектов за 2019 год озвучены доклады сотрудниками отдела А.И. Лихачевым. и А.М. Вохминцевой. Основными нарушениями являются осуществление деятельности без оформления лицензии, за что предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 7.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ; в рамках производственного контроля за обращением с отходами – неверное оформление мест отбора проб (с нарушением соответствующих ГОСТов и нормативов) (ст. 8.2 КоАП РФ).
Об особенностях риск-ориентированного подхода в сфере экологического надзора информацию довела начальник отдела экологической безопасности и экспертизы объектов регионального уровня Министерства В.А. Ведерникова.На поступившие вопросы ответили представители Министерства.
По иным вопросам, возникающим в ходе деятельности, природопользователям можно получить методическую помощь и консультацию не только в рамках проверки, но и по телефону Министерства 312-00-13, добавочные номера 17, 18, 29 и других. С номерами телефонов сотрудников Министерства можно ознакомиться на официальном сайте ведомства.
В заключении мероприятия В.Ю. Русинова акцентировала внимание участников на приоритетности соблюдения требований законодательства в сфере окружающей среды, надзор за соблюдением осуществляется также органами прокуратуры регионального и муниципального уровня, в полномочия которых включен в том числе надзор за деятельностью природопользователей. Мероприятия реформы контрольной и надзорной деятельности проходят в тесном взаимодействии с бизнес-сообществом. Актуальные материалы по реформе размещены по ссылке http://ar.gov66.ru/organam-vlasti/sovershenstvovanie-kontrolno-nadzornoj-deyatelnosti/sovershenstvovanie-kontrolno-nadzornoj-deyatelnosti.
26.11.2020 | Все новости