За последние годы в России в рамках административной реформы Правительством и органами власти проведена совместная масштабная работа по преобразованиям в сфере государственного управления с целью создания реально действующей единой системы исполнительной власти, работающей в «автоматическом режиме» в интересах общества.
В частности, достигнут серьезный прогресс в сфере развития системы государственных и муниципальных услуг. Этому способствовало принятие Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и иных важных программных документов федерального и регионального уровня, закрепляющих основные задачи и необходимые мероприятия в рамках совершенствования государственных и муниципальных услуг по следующим направлениям:
— разработка и принятие административных регламентов органов государственной власти и местного самоуправления;
— создание и развитие сети МФЦ;
— организация предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
— организация межведомственного электронного взаимодействия;
— создание реестров государственных и муниципальных услуг;
— внедрение системы оценки качества государственных услуг и других.
Результатом реализации мероприятий по данным направлениям стало существенное повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг, что отражается также в стабильно высоком уровне удовлетворенности граждан качеством их предоставления.
В настоящее время Правительством Российской Федерации поставлена задача по выходу на качественно новый уровень предоставления государственных и муниципальных услуг. Одним из главных принципов является полный перевод всех процессов, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в электронный вид. Это касается не только способа подачи заявлений, но и всего технологического процесса внутри органа.
Органами власти всех уровней продолжается системная работа по следующим направлениям:
- дальнейшее развитие межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- внедрение «реестровой» модели предоставления государственных и муниципальных услуг, в соответствии с которой результатом предоставления услуги является запись в электронном реестре;
- закрепление и расширение экстерриториального принципа предоставления государственных и муниципальных услуг;
- внедрение принципов проактивности при оказании государственных и муниципальных услуг;
- развитие альтернативных каналов предоставление государственных и муниципальных услуг, внедрение принципов многоканальности и возможности использования различных каналов в ходе предоставления одной услуги;
- предоставление государственных и муниципальных услуг в соответствии с индивидуально-определенными характеристиками заявителя и иные направления совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг.
В Свердловской области ведется работа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, ключевой целью которой является повышение уровня безопасности охраняемым законом ценностям и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Она будет проводиться с помощью отмены всех неактуальных нормативных актов в сфере надзора и контроля, а также построения новой, современной, эффективной системы государственного контроля (надзора), направленной на снижение социально значимых рисков.
Работа на региональном уровне с 2019 года проводится по 6 ключевым направлениям:
– нормативно-правовое регулирование организации контроля;
– проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;
– применение риск-ориентированного подхода;
– оценка результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности (далее – КНД) региональных органов контроля;
– информационное обеспечение КНД;
– оценка влияния деятельности федеральных органов на инвестиционный климат в Свердловской области.
Данные направления утверждены в «Дорожной карте» по внедрению целевой модели на 2019-2021 годы в Свердловской области для достижения целевых значений 13 показателей.
Оценка регулирующего воздействия (далее — ОРВ) — процедура, в ходе которой анализируются проекты нормативно-правовых актов с целью выявить в них положения, приводящие к избыточным административным и другим ограничениям в деятельности предпринимателей, а также к необоснованным расходам, как для бизнеса, так и для бюджетной системы Российской Федерации, установить, решаются ли существующие проблемы с введением нового регулирования.
Важнейший элемент процедуры ОРВ — публичные консультации. Они предполагают получение обратной связи в первую очередь от представителей бизнес-сообщества, а также экспертов из разных областей экономики, права и науки на стадии разработки нормативных актов для более точного определения возможных рисков и негативных эффектов от нового регулирования. В рамках публичных консультаций проект нормативного акта размещается на Интернет-портале «Оценка регулирующего воздействия в Свердловской области», являющимся официальным для проведения ОРВ, где заинтересованные лица могут обозначить свою позицию и внести предложения по доработке проекта акта.
Оценке регулирующего воздействия подлежат устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Свердловской области обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Свердловской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (за исключением проектов законов Свердловской области, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих региональные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам, и проектов законов Свердловской области, регулирующих бюджетные правоотношения).
В случае, если подготавливаемый проект акта содержит положения, устанавливающие ранее не предусмотренные законодательством обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их установлению, а также положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных законодательством расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, проводится предварительная оценка регулирующего воздействия.
ОРВ является инструментом всесторонней оценки эффектов разрабатываемого правового регулирования и проводится в целях выявления в проекте нормативного правового акта положений, которые:
- вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению;
- способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности;
- способствуют возникновению необоснованных расходов консолидированного бюджета Свердловской области;
- необоснованно способствуют ограничению конкуренции;
- приводят к невозможности исполнения субъектами предпринимательской и иной деятельности возложенных на них обязанностей вследствие противоречий или пробелов в правовом регулировании, отсутствия необходимых организационных или технических условий у органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, а также сложившегося в Свердловской области уровня развития технологий, инфраструктуры, рынков товаров и услуг.
С актуальной нормативной базой, регламентирующей проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов в Свердловской области, а также с ежегодными отчетами о проведении ОРВ и экспертизы можно ознакомиться на Официальном Интернет-портале для проведения публичных консультаций «Оценка регулирующего воздействия в Свердловской области» – http://regulation.midural.ru в разделе «Материалы».
824,78