Механизм досудебного обжалования жалоб на решения и действия (бездействие) исполнительных органов государственной власти внедрен в Свердловской области с 2013 года, что позволило усилить защиту интересов граждан за счет сокращения сроков рассмотрения жалоб с 30 дней до 15 дней, а также повысить меры ответственности должностных лиц по сравнению с обычным порядком рассмотрения обращения граждан, что, в свою очередь, приводит к повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
В 2018 году в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве Положение об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) исполнительных органов государственной власти Свердловской области, предоставляющих государственные услуги, и их должностных лиц, государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Свердловской области, предоставляющих государственные услуги, было актуализировано и принято в новой редакции.
В настоящее время подать жалобу можно не только на на решения и действия (бездействие) исполнительных органов государственной власти, но и на решения и действия (бездействие) многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг и его работников.