Основные правила проведения процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертизы и оценки фактического воздействия действующих нормативных правовых актов, регионального и муниципального уровней, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской, инвестиционной и иной экономической деятельности, установлены Законом Свердловской области от 14 июля 2014 года № 74-ОЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертизе нормативных правовых актов, установлении и оценке применения обязательных требований в Свердловской области» (далее – областной закон № 74).
В настоящее время в Свердловской области институт оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ) является полноценным механизмом поиска наиболее оптимального способа как государственного, так и муниципального регулирования.
В 2023 году отмечается положительная динамика привлечения профессиональных сообществ, бизнеса и экспертов к процедурам ОРВ, экспертизы и оценки фактического воздействия (далее – ОФВ), в том числе в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (далее – муниципальные образования).
Активное участие в разработке и корректировке регионального и муниципального законодательства, принимают, в частности, Региональное объединение работодателей «Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей», Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области и Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области, Свердловское областное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
Одновременно, исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований постепенно повышается качество процедур ОРВ проектов нормативных правовых актов (далее – проекты НПА), экспертизы и ОФВ действующих нормативных правовых актов (далее – НПА) регионального и муниципального уровней.
Большая экспертная работа, работа отраслевых исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований и Министерства экономики и территориального развития Свердловской области (уполномоченного органа в сфере ОРВ, экспертизы и ОФВ) способствуют повышению качества регуляторной среды и созданию условий для реализации предпринимательского и инвестиционного потенциала в Свердловской области.
Так, в рейтинге Министерства экономического развития Российской Федерации по качеству проведения оценки регулирующего воздействия среди субъектов Российской Федерации в 2023 году Свердловская область подтвердила свои высокие позиции в группе «Высший уровень», что обеспечило региону высокие баллы в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации по данному показателю (84,42 балла).
В целом в 2023 году процедура ОРВ проведена по 114 проектам НПА Свердловской области (в 2022 году ОРВ проведена – по 106 проектам НПА Свердловской области), в том числе: по 13 проектам НПА Свердловской области с высокой степенью регулирующего воздействия, 18 проектам НПА Свердловской области со средней степенью и 83 проектам НПА Свердловской области с низкой степенью. В 2023 году экспертиза и ОФВ проведены по 15 действующим НПА Свердловской области (в 2022 году – по 15 НПА Свердловской области).
Наибольшее количество проектов НПА Свердловской области, подлежащих ОРВ, разработано в сфере деятельности Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (36 проектов), Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (12 проектов), Министерством инвестиций и развития Свердловской области и Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (по 9 проектов).
Также, в соответствии со статьями 10-1, 10-2 областного закона № 74 органами местного самоуправления муниципальных образований активно используются инструменты ОРВ, экспертизы и ОФВ в 72 муниципальных образования. Так, по итогам 2023 года 920 проектов муниципальных НПА прошли процедуру ОРВ, 253 действующих муниципальных НПА прошли экспертизу, 56 действующих муниципальных НПА прошли ОФВ.
В целях методического обеспечения отраслевых исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам ОРВ, экспертизы и ОФВ Министерство экономики и территориального развития Свердловской области в 2023 году выступило организатором или соорганизатором 11 методических мероприятий. В частности, активно использовались современные инструменты методической работы: онлайн-семинары, круглые столы, в мессенджерах созданы соответствующие рабочие чаты.
Второй год успешно реализуется практика выездных совещаний в управленческие округа Свердловской области по вопросам совершенствования регуляторной политики с мастер-классами для муниципальных служащих, к участию в которых привлекаются адресаты государственного и муниципального регулирования – представители бизнеса и отдельные эксперты.
Важнейшим элементом ОРВ, экспертизы и ОФВ являются публичные консультации. Они предполагают получение обратной связи от субъектов предпринимательской, инвестиционной и иной экономической деятельности по предлагаемым инициативам в целях более точного определения рисков возникновения негативных эффектов от регулирования, а также расчета издержек, которые дополнительно могут возникнуть у указанных субъектов в связи с разработкой нового либо доработкой действующего государственного и муниципального регулирования.
Публичные консультации проводятся на официальном интернет-портале для проведения публичных консультаций «Оценка регулирующего воздействия в Свердловской области» – http://regulation.midural.ru (далее – портал ОРВ).
Так, в 2023 году представители бизнес-объединений, а также отдельные предприниматели и эксперты приняли участие в публичных консультациях по 76 проектам НПА Свердловской области и действующим НПА Свердловской области (в 2022 году – по 70 проектам НПА Свердловской области и действующим НПА Свердловской области).
Были получены 398 предложений, из которых 81 мнение о поддержке, и 314 предложений по доработке. Учтено в полном объеме и учтено частично 231 предложение, 164 – отклонено с приведением соответствующего обоснования.
Таким образом, по результатам публичных консультаций в 2023 году были учтено полностью либо учтено частично 58,1% замечаний и предложений, поступивших в ходе проведения публичных консультаций, что почти на 2% превышает уровень 2022 года.
В 2023 году муниципальными образованиями в ходе проведения публичных консультаций по проектам муниципальных НПА получено 891 предложение и замечание, что на 22% больше аналогичного показателя 2022 года. Учтено 456 предложений и замечаний, что соответствует уровню прошлого года, это 51,2% в общем количестве всех поступивших предложений и замечаний.
Результаты работы муниципальных образований в сфере ОРВ, экспертизы и ОФВ отражены в ежегодном рейтинге качества осуществления оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, сформированным по итогам 2023 года, в соответствии с утвержденной методикой.
Так, например, в группу «Высший уровень» вошли 12 муниципальных образований, что в 1,3 раза превышает аналогичный показатель 2022 года (в 2022 году в группу «Высший уровень» входили 9 муниципальных образований).
Необходимо отметить, что в Свердловской области с 2023 года заработал новый инструмент регуляторной политики – механизм пересмотра и отмены обязательных требований, содержащихся в НПА Свердловской области. Этот механизм позволил усилить эффект от реализации общих мер, направленных на снижение административной нагрузки на бизнес, и внес свой вклад в повышение качества регуляторной среды в Свердловской области.
В 2023 году в Свердловской области разработана вся необходимая нормативная правовая база по установлению в НПА Свердловской области обязательных требований и оценки их применения.
11 отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области, в том числе реализующими контрольные (надзорные) полномочия, сформированы реестры обязательных требований, содержащихся в НПА Свердловской области, в которые включены 317 обязательных требований.
В 2023 году оценку применения обязательных требований, содержащихся в НПА Свердловской области, прошли 3 обязательных требования: Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (1 обязательное требование) и Департамента ветеринарии Свердловской области (2 обязательных требования). По результатам проведенной работы, все 3 обязательных требования, должны быть изменены или отмены.
Также, впервые в Свердловской области принят и реализован мораторий на установление новых требований, содержащихся в НПА Свердловской области, который обеспечил дополнительное снижение административной нагрузки на бизнес. Так, 6 НПА Свердловской области были приняты с отлагательными сроками вступления их в силу, в частности, в сфере торговли, включая нестационарную торговлю, ветеринарии, использования животного мира и установления административной ответственности.
Кроме того, в 2023 году институт ОРВ в Свердловской области отметил свое первое 10-летие (в 2013 году регион выступил в качестве «пилотного» по внедрению процедур ОРВ на региональном уровне).
Благодарственными письмами Министерства экономики и территориального развития Свердловской области отмечена работа активных участников внедрения процедур ОРВ в Свердловской области, из числа отраслевых исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области и Аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области, региональных бизнес-объединений, представителей науки и отдельных экспертов.
На сегодняшний день через портал ОРВ процедуры ОРВ, экспертизы и ОФВ прошли уже более 10 тысяч проектов нормативных правовых актов и действующих нормативных правовых актов, регионального и муниципального уровней, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской, инвестиционной и иной экономической деятельности.
В 2024 году в Свердловской области в целях дальнейшего улучшения качества регуляторной среды будет продолжена работа по совершенствованию инструментов регуляторной политики, в том числе процедур ОРВ, экспертизы и ОФВ. Среди приоритетных направлений работы:
– усиление эффективности взаимодействия с региональными бизнес-объединениями, предпринимательским сообществом, отраслевыми фокус-группами, экспертами в процессе разработки и принятия регуляторных решений регионального и муниципального уровней;
– общее методирование отраслевых исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам повышения качества подготовки документов в рамках процедур ОРВ, экспертизы и ОФВ, в частности, путем формирования сборников лучших практик;
– активное использование механизма дополнительных публичных консультаций как на стадии публичных консультаций на портале ОРВ, так и после их завершения, для урегулирования всех поступивших замечаний и предложений;
– внедрение на постоянной основе практики расчета издержек как для бизнеса, так и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в рамках процедур ОРВ, экспертизы и ОФВ;
– совершенствование процедур выбора альтернативных способов регулирования (регионального и муниципального уровней) и их качественное описание и другие.