22 января состоялось заседание Межведомственной комиссии по снижению административных барьеров в Свердловской области под руководством Заместителя Председателя Правительства Свердловской области А.В. Орлова. На комиссии были рассмотрены итоги реализации Плана мероприятий по повышению созданию благоприятных условий для развития бизнеса в Свердловской области на 2013 год, особое внимание было уделено мероприятиям в сферах строительства, доступности энергетической инфраструктуры и поддержки малого бизнеса.
План мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности и созданию благоприятных условий для развития бизнеса на 2013 год был разработан с целью достижения целевых показателей, установленных Указом Президента России в части повышения инвестиционной привлекательности регионов от 10 сентября 2012 года № 1276, распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2013 года № 354-р и соответствующим распоряжением Губернатора Свердловской области от 5 февраля 2013 года № 24-РГ.
Структура Плана соответствует направлениям, утвержденным указанным Указом и включает 9 ключевых направлений:
— оценка предпринимательским сообществом общих условий ведения бизнеса;
— наличие основных составляющих Стандарта;
— создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест;
— состояние рынка труда;
— качество и доступность производственной и транспортной инфраструктуры;
— привлечение инвестиций;
— развитие среднего и малого предпринимательства;
— улучшение предпринимательского климата в сфере строительства;
— повышение доступности энергетической инфраструктуры.
Среди ключевых итогов 2013 года участники комиссии отметили следующие.
Выполнены требования Стандарта АСИ. Так, по оценке Экспертной группы АСИ все 12 разделов Стандарта, отслеживаемых Указом Президента, признаны полностью выполненными.
Существенно расширена система государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности.
- сформированы инструменты стимулирования инвесторов, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты в Свердловской области. С 1 января 2014 года предусматривается предоставление налоговых преференций по налогу на прибыль и налогу на имущество для таких инвесторов;
- в апреле 2013 года принят Закон Свердловской области, предусматривающий длительные налоговые каникулы (в течение 15 лет) в части налога на прибыль для резидентов особой экономической зоны «Титановая долина».
3) Законом Свердловской области от 17 июня 2013 года
№ 53-ОЗ создан Инвестиционный фонд Свердловской области.
Средства Инвестфонда будут направляться на поддержку конкретных инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства;
- внедрена система оценки регулирующего воздействия. И по оценке Национального института системных исследований проблем предпринимательства Свердловская область стала лидером среди регионов России в данной практике;
- актуализирована Инвестиционная стратегия Свердловской области на период до 2020 года (Указ Губернатора Свердловской области от 26 декабря 2013 года № 679-УГ).
На текущий год стоит более серьезная задача — разработка Стратегии до 2030 года.
В рамках направления «создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест» Министерством экономики совместно с отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления организовано формирование Сводной программы модернизации и созданияновых рабочих мест на территории Свердловской области на период до 2020 года. К участию в Программе приглашены все желающие (http://eso.midural.ru): индивидуальные предприниматели и организации любой формы собственности, осуществляющие свою деятельность во всех сферах экономики. В отношении участников Программы предусмотрена возможность предоставления мер государственной поддержки, в том числе льгот по региональным и местным налогам.
По результатам реализованных мероприятий по снижению численности безработных и содействию внутренней трудовой миграцииуровень общей безработицы, рассчитанный по МОТ, по состоянию на 01.12.2013 г. составил 5,8 % (на начало года данный показатель — 6,6%) при установленном федеральном показателе — 5,7%.
Выполнен ряд мер по обеспечению целевого роста среднемесячной заработной платы в регионе. Так, 26 июня 2013 года между Правительством Свердловской области, СОСПП, Федерацией профсоюзов Свердловской области подписано дополнительное соглашение о минимальной заработной плате в Свердловской области, в соответствии с которым определено ее повышение в 2013 году в размере 115% к уровню 2012 года и в 2014 году —116% к уровню 2013 года. Реализован комплекс мероприятий по повышению заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы в соответствии с установками Президента РФ. Это, в том числе, обеспечило выполнение целевого показателя по росту реальной заработной платы на уровне 104,3% к уровню предыдущего года.
В части повышения доступности энергетической инфраструктуры участники заседания отнесли к знаковому событию следующее. Благодаря конструктивному сотрудничеству между строительными компаниями, организациями электросетевого комплекса, Свердловским РДУ, а также при непосредственной поддержке Правительства Свердловской области, сокращена продолжительность ряда процедур, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям. Результаты проделанной работы закреплены в специально разработанных трехсторонних соглашениях с электросетевыми организациями. В 2014 году опыт будет транслирован на другие инженерные сети.
В части улучшения предпринимательского климата в сфере строительства было отмечено принятие Закона от 15.07.2013 № 75-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство». До принятия данного закона продолжительность этапов согласований для получения разрешения на строительство энергообъектов, в общей сложности, составляла не менее 145ти дней. Новые правила застройки отменяют необходимость получения разрешений на строительство электросетевых объектов напряжением до 20 кВ, газопроводов низкого давления, других линейных объектов и как следствие исключают одну из стадий проектирования, однако не освобождают сетевые компании от необходимости согласовывать прохождение линейных объектов с собственниками земельных участков. Тем не менее, принятие и применение закона позволит сократить срок технологического присоединения к электрическим сетям сетевых организаций в среднем на 3 месяца.
Вместе с тем, участники обратили внимание, что до настоящего времени не принят подзаконный акт «Об утверждении порядка производства работ по строительству объектов, для которых не требуется разрешение на строительство (реконструкцию) на территории Свердловской области», что не позволяет вступить в силу Закону от 15.07.2013 № 75-ОЗ в полной мере.
Среди ключевых задач на 2014 год в сфере строительства — совершенствование нормативной базы, при чем не только в части завершения принятия уже разработанных в рамках плана на 2013 год проектов актов, но и, самое главное, — актуализация нормативов градостроительного проектирования.
Аналогичный план на 2014 год утвержден распоряжением Правительства Свердловской области от 19 декабря 2013 года № 2113-РП.