В 2016 году произошел ряд серьезных изменений в федеральном законодательстве, определяющем порядок работы контрольно-надзорных органов.
Реформирование контрольно-надзорной деятельности включено в перечень основных направлений стратегического развития Российской Федерации в соответствии с решением заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому планированию и приоритетным проектам.
В данном направлении в период до 2025 года будет реализовываться 8 проектов, в том числе проект по совершенствованию контрольно-надзорных полномочий на уровне регионов и муниципальных образований. Для его реализации Министерством экономики Свердловской области разрабатывается проект соответствующей «Дорожной карты», общественное обсуждение которого планируется провести уже в январе 2017 года.
В целях снижения административной нагрузки на бизнес Федеральным законом от 03 ноября 2015 года № 306-ФЗ установлен переход на межведомственное информационное взаимодействие при проведении контроля. Это означает запрет требовать с подконтрольных субъектов документы, находящиеся в распоряжении иных органов. Обмен документами должен проходить между органами, в чьем распоряжении они находятся. Сроки вступления в силу положений Федерального закона 306-ФЗ: по государственному контролю – с 01 июля 2016 года; по региональному контролю – с 01 января 2017 года; по муниципальному контролю – с 01 июля 2017 года.
По предложению Минэкономразвития России Свердловская область успешно приняла участие в «пилотном» проекте в рамках которого по 4 приоритетным контрольным функциям (ветеринарный надзор; строительный надзор; надзор за техническим состоянием самоходных машин; охотничий надзор) мероприятия по переходу на межведомственное информационное взаимодействие уже завершены.
Опыт внедрения нового порядка работы применяется для остальных видов регионального и муниципального контроля.
Еще одно нововведение в контрольно-надзорной сфере – риск-ориентированный подход при осуществлении региональных видов контроля. Это означает, что частота проведения проверок предпринимателей будет зависеть от категории риска – чем ниже риск, тем реже проверки.
В настоящее время по 3 видам государственного контроля (надзора) проведение проверок предпринимателей будет осуществляться с применением риск-ориентированного подхода:
- Федеральный государственный пожарный надзор.
- Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством.
- Федеральный государственный надзор в области связи.
Перечень видов контроля будет постоянно расширяться. Предложения о критериях отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности при осуществлении государственного регионального контроля (надзора) в Правительственную комиссию по проведению административной реформы Правительством Свердловской области были направлены.
Внедрение риск-ориентированного подхода позволит направить фокус проверок на те сферы, в которых идентифицированы реальные угрозы жизни, здоровью, правам граждан, что позволит сделать проверки обоснованными, снизить административную нагрузку на малый бизнес.
Существующий порядок проведения плановых проверок дополнен новыми частями. Поправки внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 277-ФЗ и вступят в силу с 1 января 2017 года.
Появится новая форма контроля в виде проверочных листов (списки контрольных вопросов). Их может использовать должностное лицо контролирующего органа. Эти листы включают в себя перечень вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки. Использование проверочных листов может быть предусмотрено при проведении плановых проверок всех или отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также обусловлено отдельными характеристиками используемых подконтрольными лицами производственных объектов. Проверочные листы будут разрабатываться и утверждаться контролирующими органами в соответствии с общими требованиями, которые определит Правительство Российской Федерации.
Вводятся требования об установлении личности при подаче жалобы через интернет.
Данная мера позволит снизить количество случаев недобросовестной конкуренции между предпринимателями, при которых в органы контроля (надзора) поступали анонимные заявления или заявления, подписанные несуществующими лицами.
Устанавливается нормативное право применения механизма контрольных закупок в сфере контроля. При этом вводятся ограничения для его применения: контрольные закупки могут реализовываться только в сфере продажи товаров, реализации услуг и произведения работ, их проведение должно быть согласовано с прокуратурой, они должны быть включены в реестр проверок.
Утверждены положения, предусматривающие профилактику нарушений – не только действия, когда нарушение выявлено, но и работу с бизнесом, разъяснение ему требований контролёра, возможностей устранения нарушения, указания на факт непреднамеренных ошибок, непреднамеренных нарушений нормативных требований.
Перечисленные изменения проводятся в рамках реформирования всей системы контрольно-надзорной деятельности.
В целом реализация мероприятий в контрольно-надзорной сфере, в соответствии с проводимой государством политикой, позволит сделать процедуру проведения проверок понятной и прозрачной для всех сторон. Упрощение процессов взаимодействия способствует социально-экономическому развитию региона и привлечению дополнительных инвестиций в регион.