Авторизация на сайте

Бизнесу

Одна из главных задач административной реформы — снижение административных барьеров. Без снижения административных барьеров поменять характер развития отечественной экономики достаточно сложно. Поэтому избыточное администрирование, несовершенство контрольно-надзорных и разрешительных функций органов власти, безусловно, препятствуют развитию предпринимательства, снижают инвестиционную привлекательность — что, в конечном счете, отражается на темпах развития российской экономики.

На федеральном и региональном уровне проводятся масштабные работы по решению данной задачи.

Кроме того, в сентябре 2011 года Свердловская область стала первым регионом, подписавшим соглашение о сотрудничестве с АСИ, которое было образовано по инициативе Владимира Путина как «социальный лифт» для бизнесменов, как механизм, помогающий преодолевать административные барьеры. Внедрен Стандарт АСИ деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятно инвестиционного климата в регионе. А с 2015 года осуществляется реализация муниципального инвестиционного стандарта.

В настоящее время одним из ключевых направлений работы Правительства Российской Федерации и Правительства Свердловской области в целях улучшения условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности для бизнеса является проведение системной работы, направленной на создание необходимых организационных условий для эффективного осуществления разрешительной деятельности, а также внедрение реестровой модели предоставления государственных услуг.

Разрешительная деятельность органов государственной власти – это административная деятельность уполномоченных государственных органов, осуществляемая по запросам физических и юридических лиц, в результате которой такие лица приобретают специальные права осуществлять деятельность (совершать действия).

Самыми распространёнными видами разрешительной деятельности являются:

  • лицензирование;
  • государственная регистрация разрешительного значения;
  • государственная аккредитация;
  • государственная аттестация;
  • выдача разрешений;
  • согласование отдельных действий или документов;
  • государственная сертификация;
  • ведение государственных учетов, носящих разрешительный характер;
  • государственная экспертиза разрешительного значения.

Реестровая модель подразумевает переход от предоставления результата государственной услуги в виде бумажного документа к записи в электронном реестре.

Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 509-ФЗ внесены изменения Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с которыми введена статья о понятии реестровой модели. Согласно данной статье «результат предоставления государственной или муниципальной услуги не оформляется в форме документа на бумажном носителе, если иное не установлено нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления такой услуги». Данные изменения вступают в силу с 01 января 2022 года.

С 01 января 2021 года вступили в силу нормы Федерального закона № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности», в соответствии с которыми организация внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности будет проведена в 2021 году.

Документ устанавливает правила формирования и ведения лицензирующими органами реестров лицензий на виды деятельности, подлежащие лицензированию. Кроме того, определены перечень сведений, подлежащих внесению в реестр лицензий, а также случаи, в которых указанные сведения подлежат внесению в реестр лицензий, сроки внесения сведений в реестры лицензий.

Также предусмотрено совершенствование процедуры внесения изменений в реестр лицензий в случае изменения места нахождения лицензиата — юридического лица, места жительства лицензиата — ИП, места осуществления лицензируемого вида деятельности, связанного с переименованием географического объекта, переименованием улицы, площади или иной территории, изменением нумерации дома. Такое внесение изменений в реестр не потребует переоформления лицензий.

По оценкам Минэкономразвития РФ, внедрение реестровой модели затронет 52 вида деятельности, подлежащих лицензированию, в том числе только по образовательной и медицинской деятельности, изменения более 600 тысяч действующих лицензиатов. Предполагается улучшение работы 19 лицензирующих органов (включая их территориальные органы), осуществляющих выдачу лицензий на федеральном уровне, а также работы лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих лицензирование в рамках переданных и собственных полномочий.

Внедрение реестровой модели оказания государственных услуг обеспечит оптимизацию деятельности лицензирующих органов, в частности процедур предоставления и переоформления лицензий, обеспечит сокращение бумажного документооборота, связанного с оформлением и выдачей лицензий.

Таким образом, наличие лицензий теперь будет подтверждаться не бумажными документами, а соответствующими записями в реестрах лицензий, ведение которых осуществляют лицензирующие органы. При этом любое заинтересованное лицо сможет получить при необходимости электронную выписку из реестра лицензий без взимания платы.

 

Также в Свердловской области ведется работа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности.

Реформа контрольно-надзорной деятельности нацелена на повышение уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Она будет проводиться с помощью отмены всех неактуальных нормативных актов в сфере надзора и контроля, а также построения новой, современной, эффективной системы государственного контроля (надзора), направленной на снижение социально значимых рисков.

Работа на федеральном уровне проводится по двум ключевым направлениям: 1) построение новой системы обязательных требований, соответствующих современному уровню технологического развития и риск-ориентированному подходу.

2) установление детальных правил, относящихся к организации контрольно-надзорной деятельности.

Субъекты Российской Федерации с 2019 года мероприятия реформы реализуют по 6 ключевым направлениям:

– нормативно-правовое регулирование организации контроля;

– проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;

– применение риск-ориентированного подхода;

– оценка результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности (далее – КНД) региональных органов контроля;

– информационное обеспечение КНД;

– оценка влияния деятельности федеральных органов на инвестиционный климат в Свердловской области.

Данные направления утверждены в «Дорожной карте» по внедрению целевой модели на 2019-2021 годы в Свердловской области для достижения целевых значений 13 показателей.